Легендарный Командир Арадан из Хакасии: эксклюзивное интервью из зоны СВО


Командир из Хакасии с позывным Арадан — один из тех русских военачальников, кто с оружием в руках освобождал Попасную, Артемовск (Бахмут) и еще много населенных пунктов с начала СВО. Человек он интереснейший и с поистине уникальной биографией, факты из которой мы не можем раскрывать в целях его же безопасности, и безопасности близких ему людей. В эксклюзивном интервью “Верхотуров.РФ” командир расскажет о том, когда впервые побывал на Донбассе, поведает об одном из самых запомнившихся ему случаев и даст несколько советов тем, кто отправляется защищать Россию в зону спецоперации.

Но для начала — видеопривет от Арадана всем читателям “Верхотуров.РФ” и жителям Хакасии:

— Здравствуй! Как я могу обращаться в интервью? По позывному? 

— Доброго здоровья! Да, ко мне можно обращаться по позывному. Мой позывной — Арадан.

— Когда ты впервые побывал на Донбассе?

— Впервые я побывал там в 2014 году. Приехал туда, потом уехал. Потом опять вернулся. Потом опять уехал. Потом приехал туда и безвылазно там был 5 лет с копейками. Потом я завершил службу. Затем началось СВО. Я принял решение, что пойду в одну знаменитую музыкальную компанию. И, собственно говоря, до конца взятия Бахмута был в ее составе. Потом мы вышли из города, случились известные всем события… В общем, с августа 2023 года отдыхал дома, но сейчас снова уехал работать. 

— Арадан, знаю, что список твоих наград за все время службы займет не одну страницу, можешь ли назвать самые памятные из них? И за что они были вручены?

— Да, список наград имеет место быть большим. Они все для меня памятные, значимые. Каждую из них мне вручили за определенные поставленные и выполненные задачи. Поэтому они все для меня одинаково памятные. Есть и особенно яркие лично для меня моменты. Допустим, Георгиевский крест III степени. Дело было в далеком 2018 году. Работали близ населенного пункта Гранитное [село располагается на территории Донецкой народной республики, освобождено от украинских нацистов 28 февраля 2022 года — прим. ВерхотуровРФ]. Сидели в засаде с ПТУРом, чтобы техника противника не подъехала ближе, чем на выстрел ракетой. Потому что враги наглым образом творили всякую херню. Сидя в засаде я увидел, что техника, которая едет к нам, военная. Одним точным выстрелом я ее уничтожил. А позже начался кипиш. В общем, в тот момент, когда я сжег этот КРАЗ с личным составом артиллерийской бригады ВСУ, в населенном пункте Гранитное находились все: ОБСЕ, Красный крест, ООН, представители НАТО — максимально их было там дохрена. Естественно, кипиш. Только кипиш это был какой: вот там, стреляют в гражданских и тому подобное, а по факту была уничтожена одна-единственная машина. Даже разборы этого “полета” были на Россия-24, если я не ошибаюсь. Там как раз сравнивали обстрел ВСУшниками Макеевки, где погибали гражданские, дети и доктора и мой выстрел, где была точечно уничтожена только машина с военными и ни один гражданский не пострадал.

А тогда же это были времена перемирия и были редкие случаи разрешены для уничтожения противника — мы были как раз в том случае. Выезжаю я, в общем, звонит мне командир батальона и говорит: “Я не знаю, что мне делать, меня то е… [ругают], то благодарят”. Всю ночь мы “просидели на изжоге”, потому что в тот момент было суровое наказание за то, что, так скажем, не вовремя стрельнул. Вплоть до тюремного срока. Нервничал до самого утра. Утром звонит мне командир батальона и говорит: “Меня полночи [ругали], полночи благодарили”. А теперь, говорит, всех тех, кто с тобой был — представь к наградам, как положено. Всех представил к наградам, а так как я командир, меня к награде представляет мой командир. Приезжаем мы: построение, все дела. И после выполнения боевой задачи торжественно за вот этот успешный финт конем вручают мне Георгиевский крест III степени. Я, конечно, был в шоке. Поэтому это один из таких памятных моментов. Морально было тяжело, уже готовился, что меня накажут за это деяние, а по факту всё произошло четко. 

— Почему вновь и вновь возвращаешься на Донбасс?

— Потому что это лучшая работа в мире. Потому что это патриотизм здорового человека. В нашем обществе есть большая-большая проблема, связанная с патриотизмом. Русский патриотизм построен на страдании, по факту. Возьмем советские фильмы, советские песни о Второй мировой войне — там просто всё на страдании в основной своей массе, за исключением единичных случаев. Возьмем Афган, возьмем Чечню — такая же история: патриотизм построен на страдании, на страдании бедного солдата. Лично мое мнение — я считаю, что патриотизм должен быть построен на гордости за то, что у тебя возможность взять в руки оружие и пойти защитить честь своей страны. Дело каждого мужчины — защищать слабых, защищать гражданских людей, женщин, детей, стариков. Тем более, что там мы боремся не просто с врагом, а с теми, кто продолжает дело Гитлера — с фашистами и нацистами.

— Укры говорят: все, что транслирует Россия о событиях на Донбассе с 2014 года — якобы вранье. И не бомбили они никого, и русских не притесняли… Так ли это?

— Говорить одно, а по факту другое. Каждый день на протяжении всех этих лет, когда были времена до СВО — с 2014 по 2022 год — ежедневно по всей линии фронта гибли наши ребята. Периодически обстреливались города, где гибли гражданские: мужчины и женщины, дети и старики. Эти уроды ничем не гнушаются. Обстрелять мирный квартал, где нет ни одного военного — да без проблем, обстреливают. Они ничем не гнушаются с 2014 года! То, что они это отрицают — пропаганда. На них работает вся пропагандистская машина НАТО и США.

— До взятия Бахмута у обывателей складывалось впечатление, что конфликт “завис”. Все ждали контрнаступления, наши, понятное дело, не лезли на рожон. Контрнаступ в итоге провалился. Сейчас Россия вновь продвигается, взята Авдеевка. Можно ли сказать, что ВСУ “выдохлись”?

— Я бы не сказал, что ВСУ прямо совсем выдохлись. Просто и наши научились лучше работать, и противник более деморализованный, чем был — в связи с тем, что у них не все так хорошо в рядах армии. Огромные потери, а восполнение происходит варварским путем отлова людей на улицах. 

— Не секрет с первых дней, что на спецоперации идет битва против коллективного Запада. Насколько часто тебе и твоим бойцам встречаются западные наемники? 

— Да, не секрет: с первых дней спецоперации, что мы воюем, в принципе, против коллективного Запада. Разные наемники встречались: начиная от стран СНГ, заканчивая Америкой, Канадой, куча европейских стран, Италия… Много поляков, много грузинов — в соотношении с остальными их больше. Также румыны есть и прочая-прочая-прочая нечисть лезет повоевать против Русского мира. На моем пути встречались американцы, поляки, венгры, грузины, итальянцы, британцы. В общем, весь набор. Причем американцы были даже очень серьезные. Один был ветеран командования сил специальных операций США. Как-то так по наемникам — они там есть и их там много. 

— В последнее время начались опасные высказывания из Евросоюза. В конце февраля Эммануэль Макрон прямо заявил о возможности отправки военных ЕС на Украину. От него открестились во многих странах, после чего он, буквально вчера, пошел на попятную. Мол, в ближайшее время никого не планируется отправлять. Понимаю, что ты человек, прежде всего, боевой и выполняющие конкретные военные задачи, но всё же у тебя, уверен, есть много чего сказать на этот счет. Как ты считаешь, это в западных странах политики совсем о… обезумели, это прощупывание почвы, “проглотит” ли это Россия и можно ли отодвинуть “красную линию”, или что это? Они проверяют, готова ли наша страна к нанесению ядерных ударов по их территории?

— Я думаю, если страны НАТО зайдут на Украину, то это будет открытый конфликт с блоком НАТО. И это уже полноценная война, мобилизация. И мы будем вести себя совершенно по-другому. Потому как СВО — это все-таки специальная военная операция, подразумевающая под собой демилитаризацию и денацификацию Украины. А тут уже будет полноценная война. И никто не сбежит, никто не спрячется. 

— Многие подписывают контракты с Минобороны и отправляются в зону СВО. Какие можешь дать советы командира тем, кто отправляется на спецоперацию? Допустим, человек 10 лет назад отслужил срочку, что ему необходимо знать в первую очередь, чтобы максимально эффективно выполнять задачи? 

— Что могу посоветовать тем, кто подписывает контракт и убывает в зону СВО. Во-первых, будьте мужественными. Не надо “пятисотиться”. Если вы уж всё-таки решили, приехали туда и поняли, что там пи… [очень сложно] — не пятисотьтесь. Пожалуйста, е… [фигачьте] до конца. Дальше что — ну, соответственно, полигон, обучение. Интересуйтесь всем! Интересуйтесь инженерной подготовкой, медициной, топографией. Старайтесь вспомнить всё, если что-то знали. Если что-то не знали — изучите. Если собрались, но еще не подписали контракт, не поехали на полигон — почитайте, есть много разных интересных статей и видео по всем этим темам. Информации в интернете хватает. Почитайте, поизучайте — будет полезно! Тщательно продумайте, какие вещи с собой берете. Не берите с собой бесполезные вещи, вещи должны быть только необходимыми.

Ну, и должны быть железная воля, дисциплина. В первую очередь, самодисциплина, потому что дисциплина начинается с самого себя, а не с какого-то дяди, который сказал “нельзя”.

— Россия — это…? 

— Для меня Россия — это мое Отечество! И за него я готов идти до конца.

— Почему Россия добьется выполнения задач СВО и победит?

— Потому что мы Русские. С нами Бог! И мы должны победить!

— Прогнозы — дело неблагодарное в любой сфере. Но как ты думаешь, когда это случится?

— Совершенно верно. Прогнозы — дело неблагодарное и неблагородное в любой сфере. Но, думаю я, год этот точно продлится. А то и больше.

Все фото из личного архива Командира Арадана