На фото слева — руководитель Госкомтарифэнерго РХ Наталья Михайленко
Месяц назад все, кто живет в Калининском энергоузле Усть-Абаканского района, могли порадоваться за то, что гендиректор “Россети Сибирь” Павел Акилин и глава Хакасии Валентин Коновалов договорились о сотрудничестве в обновлении электрохозяйства республики. Появилась надежда, что конфронтация сменится совместной конструктивной работой, в которой в плюсе будут все стороны.
Однако, последние заявления со стороны Госкомтарифэнерго Хакасии вызывают большие опасения. К примеру, прошедшее накануне заседание экспертного совета по ЖКХ, энергетике и тарифам при республиканском парламенте вызвало у автора, который также живет в Калининском энергоузле, много вопросов.
Регулятор тарифов, как и в прежние годы, продолжает свою линию противостояния с “Хакасэнерго”, играя цифрами. Уста и.о. руководителя Госкомтарифэнерго РХ Натальи Михайленко как мантру повторяют многолетний тезис: “В тариф заложены затраты, которые необходимы для нормативного поддержания сетей, в том числе на техприсоединение”. Словно и не было никакой встречи её непосредственного руководителя с энергетиками, где был откровенный разговор с признанием всех существующих проблем и анонсировано принятие обновленной программы повышения надежности электроснабжения Хакасии.
Напомню, после той встречи с главой региона Павел Акилин дал большое интервью, в котором подробно остановился на ситуации с тарифом:
— Регулятор настаивает на том, что в тариф заложены затраты, которые необходимы для нормативного поддержания сетей. То есть деньги вам даются. Тогда почему вы говорите о том, что вам их не хватает?
— Из чего состоит тариф? Там есть ряд статей, в том числе там есть модернизация, ремонт и льготные технологические присоединения. Если взять каждую статью отдельно, то за исключением нескольких лет этого достаточно. Но мы же живем не по каждой статье, мы живем в целом. Так вот когда считаем сумму этих статей, то в результате в “итого” у нас попадает меньше, чем сумма этих статей, и нам не хватает этих денежных средств. Соответственно мы не можем дополнительно откуда-то в рамках тарифа взять и дополнительно наполнить. Это как с заработной платой с кассиром. Есть ведомость, есть 100 человек, у каждого своя сумма, есть “итого”. Но когда “итого” меньше, чем сумма всего вверху, кассир кому должен выдать заработную плату? Вот так же и мы каждый год стоим перед дилеммой: а куда нам потратить? Если взять и сегодня посчитать на 2024 год то тарифное регулирование, которое состоялось, из полученной нашей выручки вычесть обязательные платежи (а это: Федеральная сетевая компания, покупка электроэнергии для технологического процесса для передачи у сбытовой компании, другие сетевые организации, налоги, которые мы обязаны заплатить государству, проценты по кредитам), то после всех этих минусов у нас денег не остается. Ни на выплату зп, ни на ремонты, ни на модернизацию, их нет! То, что нам посчитал регулятор и установил на этот год — достаточно только для обязательных платежей. Мы не прекращаем, не останавливаем деятельность, и я никого не пугаю. Мы продолжаем занимать. Надеюсь, что в конечном итоге мы зайдем в регуляторное соглашение и в течение определенного периода времени мы всю эту ситуацию приведем к нормальному состоянию. Мы продолжаем функционировать, несмотря ни на что, даже вопреки. И продолжим функционировать. Но “итого” у нас не получается! Самый яркий пример: наша выручка в 2024 году на наши мероприятия, на заработную плату, на ремонты, на реконструкции — она равна выручке 2014 года. Прошло 10 лет! За 10 лет у нас даже инфляция на сколько выросла… Поэтому — да, нам денег не хватает. И я не раз регулятору об этом говорил и к главе приезжал, но глава до этого слушал иное. И я тоже за невысокий тариф, я тоже за тариф, который будет комфортен потребителю. Но тарифное регулирование подразумевает баланс между интересами производителей и потребителей. В данном случае интерес производителей был забыт, то есть баланса не было. Соответственно это могло привести к тому, к чему в итоге и привело — к декабрю 2023 года. И это не одно какое-то яркое событие, на примере которого надо подумать о чем-то. К сожалению, состояние электросетевого комплекса такое, что это может начинать возникать. Поэтому здесь и сейчас категорически необходимо договариваться и решать этот вопрос.
С таким же подходом, который демонстрирует госпожа Михайленко, под угрозу ставится безаварийное прохождение грядущей зимы. Речь идет о тысячах домовладений. Уважаемый руководитель Госкомтарифэнерго Хакасии, пожалуйста, подумайте о том, что в них во всех проживают семьи с детьми. Они очень не хотят мерзнуть в собственных жилищах, коммуникации в которых могут прийти в негодность из-за возможных аварий. Давайте как-то менять свою позицию во благо людей. Тем более, что на самом высоком уровне об этом уже договорились и ударили по рукам.
Фото: Верховный Совет РХ