В противостоянии “ученого-генеалога” Алексея Нилогова с директором ХакНИИЯЛИ Ниной Майнагашевой вскрылись новые настораживающие факты. Оказалось, что Нилогов под прикрытием проведения исследования отправлял биоматериалы жителей Хакасии в США, либо сфальсифицировал эту отправку. Кроме того, стала известна первопричина его конфликта с руководством научного института. Подробности – в новом большом интервью с Ниной Майнагашевой.
– Нина Семеновна, давайте сразу с “козырей” зайдем. Назовите первопричину, откуда корни у конфликта с Нилоговым? Я слышал, что Вы его уже пытались сократить или уволить? С чем это связано? Он же утверждает, что он очень известный ученый, чуть ли не гений!
– О причинах я расскажу чуть позже, а пока – по поводу гениальности. Он себя таковым и считает, геи – гении*. Известность его как ученого – тоже с его слов. Генеалогией он занимается с 2017 года. И я еще раз говорю, что он не профессиональный генеалог, базовое образование – филологическое, кандидатскую он защитил по философии. В свои статьи по генеалогии он включает результаты исследований генетиков, генеалогов, их теоретические заключения, ловко компилирует их, добавляя местный архивный материал от себя. Но статья при этом воспринимается так, как будто генетические исследования сделаны им самим.
Интересный факт из его биографии – до 2018 года он очень часто менял место работы, с ним не продлевали контракты в предыдущих местах. Почему с таким “ценным кадром” так быстро расставились работодатели? Работал менеджером, ассистентом, педагогом, везде максимум по полгода, были и два месяца стажа на одном месте. Должность научного сотрудника он занимает только с 2018 года. Имеются длительные перерывы по несколько лет.
В свете этого шума вокруг увольнения Нилогова стало известно, что он в одном из учебных заведений пропагандировал однополые браки. Свидетели есть. Понимаете, насколько он опасен для наших детей, для студентов? И не только для них, но и для государства в целом. Мое мнение – нужно проверить все места его работы, где у него был доступ к детям. Боюсь представить, что могло уже случиться непоправимое. Было бы хорошо, если родители поинтересовались у своих детей, слышали ли фамилию Нилогова, был ли он на мероприятиях в школе и о чем говорил. Со своей стороны я сделаю всё, чтобы довести это дело до конца.
– Как вообще в ХакНИИЯЛИ появилась лаборатория генеалогии? Ее создали специально под Нилогова – “ученого-генеалога”?
– Лаборатория открыта при предыдущем руководителе – Валентине Тугужековой. Когда я начала разбираться – зачем, почему – мне никто не мог объяснить. В 2022 году я поставила вопрос о закрытии лаборатории по причине ее неэффективности. Нилогов, соответственно, попадал под сокращение в связи с реструктуризацией института. После этого он написал жалобу в Государственную Думу депутату Олегу Матвейчеву, в которой обвинил меня в национализме, экстремизме, иностранном финансировании из недружественных стран, антигосударственной политике в институте. Шум поднялся большой, но, естественно, проверка ничего этого не подтвердила. Это классический образец подлой лжи со стороны Алексея Нилогова, перекладывание с больной головы на здоровую.
– Действительно, редакция “Верхотуров.РФ” провела расследование о личности Нилогова. Как раз он и допустил публикацию огромного количества постов, употребляя слова “Рашка” и т.д. Феерический лжец решил измазать своими же красками?
– Получается, что да. Вранье оно и есть вранье. Вся моя работа – научная и общественная – направлена на укрепление межнационального единства, на взаимопроникновение культур, взаимоуважение между народами Хакасии и России. Как раз его деятельность – это оскорбление российского народа, русской культуры, насмешки над хакасским народом.
– Какой была реакция Нилогова на то, что его наветы на вас не подтвердились?
– Поняв, что я его раскусила, и у меня возникли вопросы, на которые он не может дать ответы, Нилогов стал активно писать жалобы в разные инстанции, чтобы меня уволили. Грубил, оскорблял и угрожал. Его не смущало даже то, что он делал это при свидетелях-коллегах.
– А на какие вопросы он не может дать ответ, как вы сказали?
– Я не задаюсь вопросом, на каком основании эта лаборатория открыта в нашем институте и как так быстро дали ставку. Меня интересует, для чего он собирал биоматериал у представителей хакасского народа, именно у хакасов, и с какой целью и как отправлял в лаборатории США? Почему не сделать это в лабораториях России? Как он вышел на эти лаборатории? Каким образом оплачивал эти анализы? Почему он работал с этими лабораториями, не имея разрешения? Ведь перемещение образцов биологических материалов человека для диагностических и научных целей осуществляется на основании заключения (разрешительного документа), выдаваемого Росздравнадзором. Договоров о сотрудничестве у института с этими лабораториями нет.
И потом, где заключения этих лабораторий по ДНК-анализам? Есть ли они вообще? Где описание самого исследования? Каким образом формировалась выборка? Какой объем выборки? Самое интересное, он пишет отчеты, упоминая эти лаборатории, не предоставляя доказательств в виде их заключений. Тогда напрашивается вывод, что на протяжении нескольких лет идет фальсификация данных? Не мошенничество ли это? Или он далек от научных подходов к исследованию? Или только стояла задача отправить биоматериал в США?
– Это очень интересно. Но ведь новая проверка и снова депутатский запрос? Алексея Нилогова поддержали некоторые ученые. Как это объясните?
– По поводу депутатского запроса. Это тот же самый депутат, кому он пожаловался в прошлом году. Те же обвинения, что и в прошлом году. Я воспользовалась правом и возможностью обратиться к Президенту России в день прямой линии, так как знаю, что ни один вопрос без внимания не останется. Вопрос такой: почему так активно лоббируются интересы Нилогова? Нилогов уволен за прогулы. Он подал в суд. Всю информацию я дам после суда. А пока отвечу на вопрос, кто из ученых института и почему его поддержал. А о тех, кто со стороны, даже комментировать не буду.
Например, Ковалева О.В. (которая не смогла в срок предоставить рукопись монографии по госзаданию). Для нее прошли те времена, когда при Тугужековой она могла месяцами зимой жить в Таиланде и получать заработную плату в ХакНИИЯЛИ. Или, когда занимаясь охранной археологией (т.е. занимаясь бизнесом), получала заработную плату в институте. Тут же очевидно, почему она в стане Нилогова.
Или Карамашева В.А., для которой трагедией оказалось то, что каждый раз при разговоре не обращаюсь к ней «доктор наук, профессор» и не дала ей должность ведущего научного сотрудника. У меня вопрос – почему ей не продлили контракт на предыдущем месте работы? Не потому ли, что не было научных работ? Кто или что мешает создавать научные труды? Ведь ей в ХакНИИЯЛИ дали отдельный кабинет, созданы хорошие условия работы. Почему бы не работать? Надо не напоминать при любом случае, что ты доктор наук, а ученую степень доктора подтверждать работами.
К ним также примкнула Чанкова И.В., ученый секретарь. На этот раз она действует подпольно. Со слов самой Чанковой И.В., как она сказала сотрудникам, она активно работает против директора института, ни за кого не считает заведующих секторами и делает все, чтобы вернуть в институт Тугужекову и Данькину. При этом она все время саботирует работу института, задерживает отчеты, подготовку документов. Хотелось бы ей пожелать элементарно писать грамотно, чтобы не создавать комиссию для того, чтобы переделывать и доделывать за ней отчеты, и чтобы коллектив не писал обращения с жалобой на ее безграмотность и не собирал подписи, что они не хотят с ней работать.
Группа научных сотрудников работает над темой по Великой Отечественной войне. Я допускала, что в рамках этого проекта Тугужекова В.Н. могла бы поработать в этой группе. Но услышанное от Чанковой И.В. настораживает меня. Сама она целенаправленно создает конфликтные ситуации в институте и утверждает, что когда в институт придет Тугужекова В.Н., она не даст работать ни Майнагашевой ни другим сотрудникам. Если так, то действительно в институте будет напряженность, чего добиваются эти скандалисты? Ведь тема Великой Отечественной войны очень важная и значимая для нас всех, и к юбилею Победы нам нужно объединить все усилия, оставив амбиции.
Данькина Н.А. хоть и не является сотрудником института в данное время, о ней надо сказать. Она звонит сотрудникам и возмущается: «Почему поддерживаете Майнагашеву? Мы хотим ее уволить. Мы поддерживаем Нилогова». Я насколько знаю, Министерство образования и науки Нилогова не поддерживает. Что касается Данькиной Н.А., это отдельный вопрос. Она где-то 20 лет проработала в институте. Например, она распоряжалась стимулирующими выплатами и известны случаи, когда она присваивала деньги научных сотрудников. Это было выявлено, и ее заставляли возвращать деньги. А II том «Избранных трудов Катанова» – это супермахинация, проделанная ею. После того, как уволили Тугужекову В.Н. из института, Данькиной я предложила забыть все разногласия и работать во благо института. Но она залезла в сейф в моем кабинете и вынесла документы. Есть свидетели, которые это видели. Когда я обнаружила это и хотела обратиться в правоохранительные органы, она начала плакать и написала заявление об увольнении. Теперь она очутилась в Министерстве образования и науки. И никакой конструктивной работы с институтом у нее не может быть. Так как все время она озабочена тем, чтобы дестабилизировать ситуацию внутри института, не давать работать сотрудникам. В общем, у Нилогова в научном сообществе мало защитников, и почти все из них преследуют свои личные интересы. Также пытаются подключить Совет старейшин в этот сговор. К чести руководителя этой организации Петра Ивановича Воронина, вопрос рекомендовано рассматривать в правовом поле.
От редакции: Как видите, конфликт далек от завершения. Примечательно, что чем больше мы разбираемся в ситуации, тем отчетливее проявляется деструктивная роль самого Алексея Нилогова. Но также все больше возникает вопросов о тех, кто вступился за него и ожесточенно пытается обелить его репутацию, выставляя “незаслуженно уволенным патриотом”. Редакции известно об этих персонах, которые никак не проявляются медийно, но пока у них есть время одуматься. А если вы еще не знакомы с результатами наших расследований, рекомендуем к прочтению предыдущие материалы о начале и развитии этого конфликта, а также о черных пятнах в биографии “ученого-генеалога”.
Материалы по теме:
Надо работать, а не плести интриги — Нина Майнагашева об увольнении Нилогова из ХАКНИИЯЛИ
Мистер с “Горбатой горы”. Алексей Нилогов перессорил ученых Хакасии
«Рашка-скандал»: настоящие мысли ученого Алексея Нилогова о России
Алексей Нилогов устроил скандал в ХГУ
Фото из личного архива Н.С. Майнагашевой
* — Очевидно, что эти слова Н.С. Майнагашева произносила с сарказмом, а не в целях пропаганды исключительности представителей запрещенного в России ЛГБТ-движения с положительной стороны. Редакция «Верхотуров.РФ» также не считает, что принадлежность к представителям нетрадиционной ориентации выделяет индивида интеллектуально.